
автор: Sergey a.k.a. PaparazzO
Оглавление ↓ → Фотогалерея похода (глава 2)
Марина оказалась довольно уютной. По крайней мере, спать после долгого перехода было комфортно. Но, самое главное, нами отчего-то вообще никто не интересовался. Стоит себе яхта лагом в отличие от остальных, занимает место, мозолит глаз развешенными на просушку полотенцами. И никому из работников дела нет подойти, поинтересоваться документами. Конечно, наглое отсутствие жёлтого флага под флагом страны пребывания, может, и сбивает с толку - может, ты уже оформлен и транзит-лог имеется. Но мне до сих пор не верится, что в Греции, вот так просто, можно прийти и пришвартоваться к причалу, без какой-нибудь срочной мзды. Конечно, мой опыт в этих вопросах ещё слишком мал, просто принимать на веру, что чудеса случаются за пределами родины.
к главе «24.08.2016. Греция форева! Митимна – Петра»
Но самое удивительное для меня открытие было впереди. Опять же, по турецкому опыту, принимаю возможность побыть немножечко нелегалом, метнувшись быстренько на берег за провизией. Но чтоб так, осознанно, взять и покинуть лодку всем экипажем ради экскурсий и променада в шенгенской зоне...
Однако нас даже никто не одёрнул. Проснулись и пошли на берег, исследовать старую крепость на горе и её городские окрестности. Митимна - типичный греческий островной городок, расположенный на берегу и крутом склоне горы одновременно. Над городом высятся стены старой крепости. Нынче она превращена в музей под открытам небом, за вход в который официально, с выпиской солидного билета, берут пару евро. Походили по развалинам, почавкали лёгкий завтрак, потом прошли уютными узенькими и, местами, очень крутыми улочками назад, в марину.
Аккурат в обед, когда всей командой сидели в кокпите, дружно звеня посудой, прибежал человек и, как бы извиняясь, попросил спрыснуть отсюда на якорь. В Митимне ожидался приход регаты. Это было видно по несвойственной суете на берегу. Целые бригады таскали громоздкое съемочное оборудование, какие-то детали (сцены), подсоединяли кабели питания к мобильным генераторам. Организаторы носились на лодке по марине и за внешним рейдом, выставляя финиш.
Мы вышли на внешний рейд, постояли немного на якоре, искупались. Вода – холодрыга, но солнце жарит нещадно, так что в воду нырнуть всё равно хочется.
Затем решаем перебраться в другую бухту, недалеко отсюда: местечко под известным названием Петра. Нет, это не иорданское чудо света. В Греции так называется небольшой курортный город с очень заметной церковью, на высокой крутой скале. Церковь Девы Марии Гликофилусы. В Петре тоже есть марина, новая и, о чудо, тут открылся новый таможенный пост! Сразу, как ошвартовались у практически пустого причала, к нам подошёл грек в футболке, джинсах и шлёпанцах.
к главе «24.08.2016. Греция форева! Митимна – Петра»
Извинившись за свой внешний вид не по уставу, он представился начальником таможенного поста и сказал, что мы спокойно можем оформиться тут. Это реальная удача, так как оформляться мы планировали в Митилене, столице острова, находящейся на его юго-восточной оконечности. Капитану не очень хотелось идти в этот гадюшник. Большой город-порт, бюрократия и эмигранты со стороны Турции - вот все нынешние достопримечательности Митилен сегодня. А ведь туда ещё полдня хода. Так что перспектива всё решить в Петре нас приятно порадовала. Таможенник при этом был очень любезен. Связавшись по телефону, вызвал коллегу полицейского, тоже весьма любезного человека, приехавшего, вероятно, прямо из дома за 15 минут. Начали именно с него. Присутствия всех не требовалось, но я решил пойти с кэпом, дабы лично понять суть процедуры. И поступил правильно. Именно к моей визе у добродушного полицейского вначале возникли вопросы, касаемые отпечатков пальцев. Но Греция всё же - Европа! В офисе был и сканер отпечатков и сеть с базой данных и хорошая связь с головным офисом. Минутная заминка, пара звонков, повторный скан двух пальцев и всё улажено. Меня нашли в базе.
После открытия границы, в соседней комнате, общаемся с таможенником. Оформляем транзит лог. Всё с улыбкой, без очередей и суеты. Кроме нас никого. Транзит лог в Греции - всего 30 евро. Помощь посредников не требуется. По правилам, как только мы заходим в греческий порт или марину, мы должны уведомить кост гарт, и уже после общения с ними проходить таможню. Но таможенник сказал, что нет абсолютно никаких проблем в отступлении от последовательности процедуры. Вот, мол, транзит лог, езжайте с ним опять в Митимну, там офис кост гарда и оформляйте вход. И вовсе не обязательно идти на лодке. Можно поехать на такси или общественном транспорте по берегу. Как же всё-таки здорово, когда люди с головой, а порядки - для людей! Лодку вообще разрешили оставить у причала на сколько пожелаем. Да, напоследок, передавая документ, добродушный таможенник спохвотился: "А нет ли на борту чего запрещённого?". - Нет, добродушно пропели мы. - А и ладушки - примерно в таком духе ответил он. Видно было, что ему совсем не хотелось лезть на лодку с конспиративным шмоном, а хотелось скорее закрыть богодельню и удалиться. Вечерело.
Воодушевившись, всей командой пошли на берег. Догуляли до той самой церкви на 30-ти метровой скале, поднялись по выбитым в камне 114 ступеням и внимательно осмотрели достопримечательность (вход свободный). По пути назад Юра родил идею весь завтрашний день посвятить осмотру Лесбоса, для чего, в одной маленькой прокатной конторке, за 35 евро на сутки была арендована компактная тойота Ярис. Таким манёвром убивалось ещё пара зайцев: добраться до кост гарда и затариться провизией.
к главе «24.08.2016. Греция форева! Митимна – Петра»
А в Митимне, тем временем, праздник: пришла регата. По событию был устроен пир горой прямо на набережной марины, салют и концерт. Толпы людей лениво прогуливаются по набережной, сидят в кафешках, проносятся на мотороллерах... Только дежурному гвардейцу можно бало посочувствовать: его мозг был уже взорван разовым нашествием желающих оформить приход яхтсменов. Бедняге пришлось сегодня напрягаться, оформляя не менее 40 лодок, и наш вечерний визит был для него последним гвоздём. Но надо отдать должное, ругать, что не зашли сразу по прибытию он не стал. Суетливо оформил, принял транзит лог и облегчённо помахал ручкой. - Нам бы его и забрать, - вопросили мы. - А это когда соберётесь отчаливать, - твёрдо сказал он. - Вы же не прямо сейчас? - А если решим сейчас? Отдайте, дяденька!.. В ответ получаем не злую, но очень эмоциональную монодраму, ярко описывающую его нанешний мозг от нанесённого регатой ущерба. Понимаем, сочувствуем и удаляемся. Придётся ещё раз приехать, засвидетельствовать отход. Но это после запланированной на завтра автоэкскурсии.
Описывать не хочется. Посетили сколько смогли. Вот маршрут: Petra – дорога в сторону Kalloni – Dafia – Moni Limonos (Монастырь Лимонос) — Filia - Skalochori – Moni Agiou Ioanni Theotokou Ipsilou (Монастырь св. Иоанна Богослова / Вороний монастырь) — дорога на Sigri – раскопки окаменелого леса — Sigri – Petra – Skala Sikamineas – Petra.
Начальную часть пути вёл Юра. Честно признаюсь, его манера вождения меня несколько шокировала. Ездить на первой и второй скоростях... Ну это, как-то не совсем хорошо ни для авто, ни для пассажиров. Да, дорога серпантин, и местами крутой. Но повода держать движок на 4тыс оборотах, реветь мотором и жечь литры бензина всё равно не было. Благо, кэп быстро выдохся и я охотно его сменил. Хоть сам давно не водил, довольно быстро привык к машинке и поехал шустро и экономно. Больше никого за руль не пустил.
к главе «25.08.2016. Автопробег по Лесбосу»
Лесбос довольно крупный остров. За день целиком не объехать. Ограничились центром, посетив мужской монастырь Лимонос, основанный в 1526 году преподобным Игнатием Агаллианским на месте разрушенного византийского монастыря, и западом, где самой главной достопримечательностью является монастырь св. Иоанна Богослова на высокой для Лесбоса горе Ордимнос (Ordymnos, 634 m), прозванного ещё Вороньим (и впрямь там было много этих птиц). А под вечер успели ещё и на северо-восток, в местечко Скала Сикаминеас, где расположены горячие источники. Но до них не успели. Зато удалось лицезреть реальный лагерь беженцев. Именно на северо-восточную и восточную часть острова последние прибывают из Турции. Её хорошо видно с высокого греческого берега. Расстояние по воде не более 10 - 12 миль. Лагерь был целиком утоплен в кустах. Перед входом табличка с гуманной просьбой не фотографировать. За входом смог разглядеть многочисленные палатки, бельё на просушке, полусдутый зодиак и груду спасиков. Беженцы особо не мелькали, но были волонтёры из европейцев, которые и подсказали нам, что информационное табло врёт. Вместо 300 метров (как раз на этом расстоянии стоял лагерь) до источников надо пройти/проехать по берегу не менее 7 км. А меж тем пора было сдавать авто. Горячие источники - до следующего раза!
к главе «26.08.2016. Переход Митимна - о. Псара»
Поскольку накануне заглянуть в кост гард не удалось, поднялись рано утром и на моторе из Петры перебрались снова в Митимну, где встали на якорь и на тузике, я и Юра, отправились в офис береговой охраны. Там мы нашли дежурную, девушку, которая всё оформила, не забыв стрясти 15 евро за вход в территориальные воды Греции. Процедура оказалась довольно муторной: записи, штампы, квитанции под копирку. Но как только она начала считать проведённые дни (стоянка у причала = 13 евро/сутки), мы, улыбаясь, сделали ей комплимент, мол, греческие женщины-гвардейцы - лучшие в мире, добавив, что мы неошвартованы к причалу, а стоим на якоре. Она расстаяла и, поверив на слово, отдала транзит лог. Можем ехать. Да... Напоследок спросили погоду. Обещали 6 - 7 бфт. Я невольно вспомнил Баб-Эль-Мандеп. Но настоящая ситуация не столь трагична: сливаться по ветру куда приятнее упёртой лавировки.
Пошли, предварительно взяв риф на гроте и подзакрутив стаксель. Вместе с нами из марины, как пчёлы из улья, высыпали гоночные яхты. У них старт нового этапа.
До западной оконечности Лесбоса добежали быстро. 7-9 узлов полного бакштага. Но немного досаждала растущая боковая волна. Далее, легли на курс 192 и покатились на юг, по ветру и волне. Последние были особенно хороши! А ветер действительно раздул до обещанного, о чем свидетельствовало отчаянное завывание вант. Но никто из экипажа не напрягся. Даже дети. Хотя что это я? Дети – капитанские, привыкшие. Им настолько было всё пофиг, что они не вылезали из кубрика (кто ходил в штормовую погоду знает, каково это, сидеть внутри). Яхта прекрасно воспринимала догонявшие её крутые волны. И практически не ложилась в брочинг. Волны 2 – 2,5 метра накатывали, приподнимали, разгоняя её ненадолго, потом перекидывали через хребет и уходили вперёд. Иногда подваливала боковая, невесть откуда, сильно раскачивая корпус. Приходилось отыгрывать рулём, немного теряя в скорости. Но в целом, мы довольно неплохо держали 6 узлов на всём отрезке открытой воды.
Остров заметили миль за 25. Он хорошо обозначался, отдельно возвышаясь справа от большого острова Хиос. Но подошли уже к закату, а входили в южную бухту и вовсе затемно. Второй раз заходим в потёмках. Но если в Митимне кэп знал бухту, то на Псаре он был впервые. Потому крались на цирлах и долго крутились в поисках удобного причала или тихой заводи. Ни того ни другого. Ветер пробивает остров насквозь. Даже причал для парома представлял собой отчаянную битву воды с бетоном. Лоция описывает стоянку здесь как весьма дискомфортную. Наконец, решили не лезть под самый город ночью. Отошли в соседнюю заводь и бросили якорь. Несмотря на хороший ветер, якорь держал крепко, дав возможность выспаться.
к главе «27.08.2016. Ветреный остров Псара»
Семь утра, ветер, подстихший ночью, вновь усиливает свой вой. Позавтракали, снялись с якоря и пошли осторожно в порт, искать где приткнуться. Нарезаем круги по акватории, разглядывая в бинокль набережную. В порту стоит паром, он зашёл с вечера и остался на ночь. Кроме него у причала никого. Но стоять тут маленькой яхте абсолютно невозможно. Жёсткий навальный ветер и бьющийся о причальную стенку чоп. Дальше есть бухточка под самым городом с рыбацкими лодками. Там же обнаружили ошвартованную кормой яхту. Но кэп почему-то не сунулся сразу в неё. Обошли мыс, глянули, что с обратной стороны. Там на высоком обрыве стоит здоровенный храм св. Николая. Под ним, справа, пляжик и вновь гора с крутым обрывом. По глубинам не встать. Вернулись в порт, полезли в бухточку с лодками. Рядом с яхтой лагом ошвартован рыбацкий баркас. Капитан метит к нему вторым бортом. На баркасе намёк поняли и дружно стали помогать. А ветер, меж тем, пытается набросить нас на яхту. Со второй попытки, наконец, поджались к нему носом, закрепились и подтянули корму. Рыбаки улыбаются.
На берегу, по взаимному согласованию, разделились. Я пошёл сам по себе. Но городок настолько мал, что всё равно периодически пересекались. То у храма на высоком берегу, то на лавке под сосной. Маленький вымерший город, как впрочем и сам остров, славен прежде всего своим антиосманским освободительным движением, о чем свидетельствуют многочисленные памятники. Но туристы сюда не заглядывают (далеко и невыразительно?), а местные не так активны. Видимо, такое положение вещей дало повод властям с чистой совестью выделить из бюджета некую сумму и сделать общегородской бесплатный wi-fi. Он так и называется Psara wi-fi и ловится по всему городу и на набережной. Грех не воспользоваться, тем более, я не был в сети с момента выхода из Балаклавы.
к главе «27.08.2016. Ветренный остров Псара»
Погуляли, пообедали, отдохнули и дальше, переход до Андроса. Его решено было делать ночью.
Вышли ближе к семи. Ветер свеж, волна идёт под углом в кормовую скулу, подбрасывая лодку и сильно раскачивая. Иногда, наложившись друг на друга, сильно долбят в борт, поднимая столб брызг и заливая рулевого в кормовом кокпите. Во время своих вахт ещё раз убедился в теории, что в тёплых морях лучше быть не в том, что не промокает, а в том, что быстрее сохнет. В данном случае верх был утеплён флиской и защищён летним непромоканцем, а низ - обычные виндстопорные тонкие штаны, которые в случае намокания успевали подсохнуть в 5 минут. Главное - защитить бошку двойным капюшоном и кепкой, ибо ветер в уши и шею.
Под утро подошли к проливу между Андросом и Эвией. Здесь очень оживлённо, так как сходятся пути в Афины. Пришлось зорко следить за обстановкой и контроллировать AIS. За проливом смена курса и движение строго на юг, к ближайшей бухте и порту городка Гаврио. Пересекая пролив, серфили на огромных покатых волнах, несущихся на юго-запад из Эгейского моря. Мария при этом изрядно кренилась с риском брочинга. Из такого положения её приходилось вытаскивать очень агрессивной работой штурвала, который на яхте ходит довольно туго. Тот ещё спорт, уперевшись в борт ногой, чтобы сохранить приемлемое равновесие, двумя руками с усилием крутишь колесо на оборот сначала в одну, затем в другую сторону. Жмурюсь представить - каково в это время спящим в кубрике.
К 6-ти утра входим в бухту и понимаем, что тут ветер похлеще Псары. Вода ровная, но поток падает с гор, порождая сильную зыбь. В бухте на двух якорях ночует старенький деревянный катамаран. Стоит крепко, как приклеенный, несмотря на такую жесть. Бросили якорь, отмотали метров 60, проверили - держит. Отдыхаем.
Ещё ранним утром, когда заходили, кроме жёсткого ветра были поражены огромными шапками облаков, зацепившимися за вершины гор. В воздухе чувствовалась влажность, хотя небо над нами сверкало чистотой. Как только закрепились, ветер зашевелил и погнал их в море, до которого те так и не добирались, растворяясь в утреннем эфире. Некоторые напоминали сползавших с горы драконов, пытавшихся нырнуть в море, но умиравших по пути. Медитативное зрелище.
к главе «28.08.2016. Остров Андрос: Гаврио, Кипри, Баци»
Из более земного: к борту неожиданно подплыла пара белых лебедей. Чтоб лебеди мочили свои задницы в морских водах я, если честно, даже не догадывался, но факт налицо. Нисколько не пугаясь людей на борту, они, деловито поклянчив еды, начали чистить ватерлинию от наросшей тины. Мы с Юрой не стали мешать, а дети просто не смогли, ибо ещё дрыхли. После короткого сна и завтрака остатками вчерашнего рисово-мясного рагу + кабачковые оладушки, скинули тузик и высадились на берег. Деловито обшарили набережные ресторанчики и билетные офисы паромных компаний, обзавелись картой. В информ агентстве добыли проспекты, в том числе и на русском. В самом Гаврио ровным счётом ничего примечательного. Это, главным образом, ворота и ближайший порт острова от Афин, так как расположен на стороне, обращённой к материку. Сюда заглядывают транзитные паромы, разбегающиеся потом во все стороны эгейщины, и наоборот, со всех сторон - в Афины. Толпы туристов высаживаются на остров и разбредаются/разъезжаются по нему. Иные спешат сесть на паром до следующих островов. Так что в порту живенько. Однако, стоит подняться по выбеленным улочкам наверх, как попадаешь в такое же обыденное греческое сонное царство. Из достопримечательностей в городе стоит лишь одна церковь (башня св. Петра). За другими красотами - извольте ехать на автобусе (от 2 до 4 € в зависимости от удаления), либо идти пешком по туристическим тропам.
Потупив немного в городе, посидев в одной из многочисленных забегаловок и поев вкусных шашлычков у хозяина-болгарина, прыгнули на яхту и переместились сначала в маленькую бухточку напротив пляжного местечка Кипри (Kypri), где устроили релакс и купание с видом на берег. А затем, уже под закат, заглянули в очень курортный Баци. Здесь я реализовал идею фикс: попробовал греческий холодный кофе фраппе. Местные потребляют его с утра и до вечера, неспешно, запивая водой. Кофе вечером пью редко, потому, наверное, он не сильно впечатлил и я больше не делал попыток его заказывать в других местах.
к главе «28.08.2016. Остров Андрос: Гаврио, Кипри, Баци»
После заката Баци, а точнее его набережная, опоясывающая бухту, оживает яркими красками. Ресторанчики включают иллюминацию, выставляют дополнительные столики прямо на тротуар, манят разнообразной музыкой и дивными запахами. Магазины влекут рекламой. Людей много. Туристы, свои и иностранные, прогуливаются между водой и заведениями, сидят, едят, делают покупки. То, чего я недолюбливаю, называя рафинадом, тут имеет вполне сформировавшийся вид.
Мы пришвартовались к стенке городского причала, где стояла ещё одна яхта и моторный катер. Дедушку, (возможно) куратора этого причала, дежурившего и даже пытавшегося помочь нам со швартовкой, уболтали на 3 часа стоянки без оплаты (помним, что в Греции стоянка у причала = 13 в день, на якоре - бесплатно). Видимо, скрипя сердце, он согласился, тотчас сдав по телефону кост гарду. А мы, погуляв отведённое время, отошли и бросили якорь в 100 метрах от стенки. И после скорого ужина, я ещё долго сидел в кокпите, наслаждаясь прекрасной картинкой городка, его огней, какофонии приглушённых звуков и мелодий.