автор: Sergey a.k.a. PaparazzO
Оглавление ↓ → Фотогалерея похода (глава 1)
Ничего заранее не планировал. Просто получилось быстро сделать шенген, тем самым разбавив в паспорте арабскую вязь, и озадачиться хорошей практикой перед сдачей на RYA DS.
Ссылка на яхту Maria была дана мне от двух независимых источников, таким образом, лишь подкрепляя собой общую идею: стоит съездить.
И уж раз так сложилось, то почему, собственно нет? Прекрасная возможность на практике глянуть прохождение российской границы морем, пересечь очередное, уже теперь море Черное (Красное имел место пересекать в начале года - читайте ранее), пройти знаменитыми Босфором с Дарданеллами, а на десерт пошариться по морю Эгейскому.
День первый - обычный трансферный день. Рейс на Симферополь стартовал из Домодедово, так что к нему я решил ехать общественным транспортом с хорошим запасом. Собственно, и выбор времени рейса был сделан с учётом использования общественного транспорта, благо багаж не тяжёлый. По правде сказать, я давно уже не путешествовал на таком "легке": сумка 13,4 кг и ручная кладь в виде заплечного герморюкзачка кило на 4 не более.
В полёте ничего существенного, полуспал, получитал. Полуторачасовую задержку рейса супел компенсировать удачно найденным таксистом, который всего за 1000 рублей доставил меня из Симферополя в Балаклаву, что называется, к подъезду. Уже в семь вечера я сидел на яхте, пил чай с печеньками и разговаривал с Юрой, капитаном.
Сама по себе яхта Maria, длинная, но довольно приземистая, походила чем-то на гараж дяди Семы и цыганскую кибитку одновременно. Эдакий компактный обжитой закуток, где сложно развернуться, но вполне можно существовать. Покатая, слегка захламленная снастями и бельём на просушке палуба, центральный кокпит-гнездо и ещё один, кормовой с рулевой колонкой. Борта трапецевидной формы, вентиляционные выходы - дефлекторы, корпус металл, не пластик(!!!)
Эта яхта была построена по проекту "Гидра" Курта Рейнке и обладает неплохими мореходными качествами, несмотря на внешнюю кондовость.
Экипаж оказался небольшим и весьма семейным. Увы, кроме меня и сестры капитана, Евгении, с двумя детьми никто более не смог выкроить время. Потому мне персонально была предоставлена носовая каюта-люкс, и вообще, всяческая благодать.
Вечер оказался на удивление прохладным. Пришлось даже облачиться во флиску. Из приятных моментов - ни одного комара. Ни на борту, ни на берегу. Мне начинает нравиться Балаклава! :)
Будильник в телефоне запел в шесть. Забыл переставить. Но я как-то сумел понять это спросонья и, погасив аларм, провалился ещё на пару часов. А когда окончательно проснулся, из взрослых оказался самым последним. Сегодня по плану должны были таможиться и уходить. Однако в яхтенном путешествии такое встречается довольно часто: планы имеют свойство меняться подобно картинкам в калейдоскопе. Выяснилось, что в Балаклаве нет соответствующих служб, и надо идти в Севастополь, да ещё заказывать комиссию на определённый час. И этот час сегодня уже явно занят. Возможно, наш "дешёвый" брокер водил нас за нос, либо в те 200 уе его услуг оперативность не включена, но он назначил время на вторую половину следующего дня. Так что кэп волевым решением продлил стоянку в марине и выделил команде свободный график.
Позавтракав, я решил прогуляться по окрестностям. Бухта очень удобно спрятана среди скал высокого берега. Когда-то тут был византийский посёлок Ямболи. Потом его захватили генуэзцы и построили крепость Чембало (Cembalo) - так итальянцы переняли название Ямболи. Сейчас от крепости остались одни развалины. В советское время в Балаклаве был построен подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок. Причём, прямо в горе был создан тоннель с каналом, куда лодка могла зайти целиком. Сейчас тоннель превращён в музейный аттракцион, а из военного осталась лишь стоянка кораблей береговой охраны. Всё остальное превращено в уютную пристань для частных лодок, катеров и яхт.
Холмы, окружающие бухту, впечатляют. Во-первых, открывающимися с них видами. Во-вторых, свойственным для исторических точек Крыма отсутствием ограждений. Так что любой желающий, пробираясь на холм по козьей тропе к древним башням и стенам, на свой страх и риск мог запросто вылезти на крутейший откос или край развалины. Многие этим пользовались, в погоне за чумовым селфи или из праздного любопытства. Лично меня больше всего впечатлил высоченный и крутейший черноморский берег. Никому не советую шариться там безлунной ночью навеселе.
Под конец прогулки я спустился в цивилизацию, прошёл по набережной, кишащей загорелыми туристами, и ещё чуть дальше, где в зелени утопают жилые многоэтожки, сытно пообедал на три сотни в “советской” столовой. И вернулся на борт.
Крымская бюрократия оказалась на фантастической высоте. Что за портовая инспекция и зачем она нужна?.. Проверки всё те же: документы на лодку, техническое освидетельствование, крю лист и т.д. Вроде всё есть, но напоследок пара каверзных вопросов по поводу сертифицированных спасжилетов и ракетницы, и мы, оказывается, можем не пройти границу. Причём сами инспектора ничего не решают, а лишь стучат кому следует. Кэп озадачился проблемой. В Новороссийске и Ростове такого буквоедства нет.
16-го должны были растомаживаться в семь вечера в Севастополе. Но наш выход слегка задержался - Юра ездил лечить внезапно разболевшийся зуб. Вышли практически в два. Позвонили брокеру, перенесли на следующий день с тем, чтобы успеть отсертифицировать жилеты. Неспешно пошли в сторону города-героя. Однако, понимая, что засветло не добраться, задержались у мыса Фиолент. Кинули якорь, искупались, а также сделали полезное дело: почистили днище от ракушек. Процедура увлекательная. На борту есть специальный компрессор, через шланг к которому Юра подключил регулятор, так что можно дышать под водой подающимся по длинному шлангу воздухом. Толстый дайверский гидрик, маска, ласты, грузы и шпатель в руку. Вперёд - под воду! Чистил с кэпом по очереди. Занятие увлекло до самого заката. Но сделали практически полностью, добавив пол-узла хода и значительной экономии топлива. На ночь остались на якоре у Фиолента. А в 5 утра пошли дальше. Реальность российских территориальных вод такова, что ты постоянно на радиосвязи с погранцами. Каждый твой шаг лучше освещать в эфире. Так хотя бы меньше проблем на воде. Выдвинулись - отсвистелись: нас зафиксировали. Подошли к маяку мыса Херсонес - доложили. Входим в створ Севастопольской бухты - рапортуем. Здесь мы остановились в марине яхт-клуба ВМФ. Клуб старенький, причал шаткий, на гнилых сваях, но нам разрешили зацепиться за один из пирсов кормой. Оттянулись на якоре, пришвартовались, но всё время держим ухо на предмет смещения. Инспектор должен был появиться к трём тридцати. Тот самый, из портнадзора. Проверить исправления недочётов по спасжилетам и ракетам. Юра сгонял в магазин, купил сертифицированные ракеты и фальшфейеры. Инспектор исправление отметил. Правда появиться он (точнее она) смогла только на следующий день. Так что пришлось договариваться с директором клуба о ночёвке за 500 руб и три бутылки пива. День коротали в праздном безделии, купании и вечерней прогулке всем экипажем по центру и окрестностям.
Испекторша приехала аккурат по возвращении части экипажа с рынка. Мне совсем не хочется пересказывать в деталях её визит, скажу лишь, что сама проверка представляет из себя некую бюрократическую формальность, отрабатывать которую было предписано чиновникам портнадзора. Тётка и сама призналась, что особого рвения ей вот так весь день скакть по жаре при параде (форма, солидный вид, все дела) нет никакого интереса. Но раз послали, она вынуждена проверить. В основном бумажки: сертификаты, в которых очень интересовалась датами, номером партии, сверяя с шильдиками. Яхта, мол, российская, гимсовская, а значит - извольте. Сертификаты её устроили, жилеты и пиротехника тоже. И вновь про формальность: по результатам она даже акт не стала составлять, просто позвонила в портнадзор, подтвердила исправление всех выявленных ранее недочётов и дала зелёный свет на таможню.
Звоним брокеру, чтобы организовал таможенную комиссию и выдвигаемся к портовому причалу контрольной зоны в Южной бухте.
Время ещё есть и мы даже делаем небольшую водную экскурсию. В окружении разношёрстной флотилии туристических лодок самой разной конфигурации. После впихиваемся в узкий причал таможенной зоны между здоровенным бушпритом учебного парусника “Херсонес» и серым военным. Комиссия появляется через полчаса. Состав: офицер-пограничник с солдатом, брокер и девушка с таможни. Процедура на час, не меньше. Оформляются бумажки на выход лодки, крю лист (для комиссии), сверяются паспорта, имена-фамилии-явки. Дети на борту проверяются столь же тщательно. Опрашиваются наравне со взрослыми. Беглый осмотр помещений. Кстати, он оказался самым простым этапом. Наконец, процесс заканчивается оптимистично. Штампы в паспортах и открытие границы. Комиссия желает нам счастливого пути и сходит на берег. Далее нас ведут погранцы по радару и радио. Запрос на отход – добро! Выход из Севастопольской бухты - опять добро. Чек на траверсе маяка и по прохождении 12-ти мильной зоны. Всё, мы в нейтральных водах и от нас отстают. Ещё по выходу из бухты неспешно ставим паруса и глушим мотор. Наконец мы стали тем, кем и являемся: парусной яхтой.
Перейти из Севастополя в Босфор в августе не представляется сложным. Главное, отойти от Крыма на достаточное расстояние и поймать попутный северный. В течение всего перехода ветер может немного заходить СЗ или СВ, но в целом он попутный. Раскладка парусов в первый день - грот и стаксель бабочкой - немного напрягала необходимостью ловить оптимальный курс. Волна также добавляла заботы, так как не всегда совпадала с реальным ветром.
На протяжении перехода море изрядно качало, что создавало, порой, неудобства в приготовлении и потреблении пищи. Однако, в плане воздействия на здоровье, качка никому не доставляла хлопот. Памятуя о своём первом дне выхода на Авроре из египетского порта Галиб, я имел некоторые подозрения. Но они развеялись после первых же часов пути. Прекрасно воспринимал и качку и крен. Более того, в первую ночь, перед вахтой, снились просто фантастические сны про измененную форму гравитации.
Где-то в середине пути поставили генакер и забот ещё больше прибавилось: он не сидит ни на чём жёстко и ловить его в бабочке с гротом оказалось настоящим искусством и отличной морской практикой. Впрочем, я довольно хорошо прочувствовал лодку и прекрасно справился.
Весь переход погода была благосклонна. Солнечно, умеренно ветренно. Хотя средняя скорость при таких условиях не блистала, держась на отметке 4,5 узла. Лодка железная, тяжёлая, что также сказывается на скорости.
Дельфины. В Чёрном море их много. Не было дня в переходе, когда бы мы с ними не сталкивались. Но они всегда вели себя по-деловому, обгоняя Марию и даже не пытаясь заигрывать перед форштевнем. Может, море не располагало, а может, здешний дельфиний вид не так уж и глуп?..
Ближе к Турции начались ветровые провалы, а на границе 12-мильной зоны, наоборот, усиление. Смогли разогнаться до 6 узлов. Хотя железо явно проигрывает круизному пластику. Уже в прямой видимости турецкого берега ветер вновь закис, чего нельзя было сказать о волне. К проливу подходили на моторе.
Нынешний вход в Босфор не спутать ни с чем! Новенький мост циклопических размеров выплывает из марева словно футуристический призрак. Под и из-под него шныряют не меньших габаритов суда. Думаю, ночью тут довольно сложно управляться без радара или AIS. Даже при ясном дне и прямой видимости зайти в Босфор - дело хлопотное. Нам лично пришлось пересечь путь здоровому танкеру, при этом изрядно напрягая движок - танкер надвигался столь стремительно, при своих "малых оборотах", что нам надо было делать ноги в руки, дабы избежать его грозного бульба.
Вход в пролив теперь заметен прежде всего из-за нового моста. Как уже говорил, он предстваляет из себя просто немыслимую по размерам конструкцию. Высоченный пролёт, укреплённый на вантах, на двух огромных опорах. Это строение видно довольно далеко, потому - легко целиться.
Мы зашли в Босфор под вечер и двигались до полуночи. Успели застать обе фазы красоты. Пейзаж действительно впечатляет! Извилистый фарватер, высокие берега, домики на склонах и оживлённые набережные. Стамбул начинается после пары поворотов. Узнать его можно по густой застройке и двум перекинутым через пролив мостам. Турок всегда распирал патриотизм, заботливо культивируемый нынешним правительством. Проявлением чувств служат огромные полотнища национального флага, развевающиеся на приметных холмах и с каждого моста. Во-истину, имперский размах!
Идём на моторе. Попутного ветра нет, есть течение. Оно немного помогает, добавляя пол-узла к маршевым пяти. Скорость даёт возможность неспешно наслаждаться картинкой вечернего города и спокойно расходиться с попутными, встречными и поперечными.
А таковых хватает. Особенно поперечных, местных катеров, лодок, прогулочных теплоходов и паромов. Движение действительно напоминает муравейник. Как предупреждали мои знакомые: не суйтесь в Босфор ночью. Вся эта орава двигается во все стороны, а под берегом целыми стаями и особенно густо, создавая заторы, столпотворения, но в целом, придерживаясь правил. Идти по центру судового хода - значит иметь дело с догоняющими и встречными крупнотоннажными судами. Сложности добавляет береговая иллюминация, на фоне которой трудно выделить паром или прогулочный катер. Но Юра, кэп, уже не раз проходил Босфор, так что его умелыми действиями мы удачно маневрировали среди всей этой суеты. Наибольшую опасность, по его мнению, здесь может представлять скоростной паром, развивающий до 35 узлов. Как раз такой обошёл нас по левому борту на траверсе бухты Золотой Рог поздно вечером. Я удивляюсь, что они так спокойно носятся тут в тёмное время суток, но местный регламент, видимо, это позволяет. Итак, основное правило продвижения я бы выделил так: держаться в стороне от центра и не прижиматься близко к берегам. В остальном, пройти Босфор в режиме визуального пилотирования можно спокойно в любое время суток.
Выход из Босфора в Мраморное море знаменует маяк по правому борту и тёмная даль перспективы с редкими огнями идущих вереницей карго. В самом море транзитное движение зарегулировано полосами движения. Правила предписывают держаться в стороне от разделительной, которая, в свою очередь, довольно широка (не менее двух миль). Уходить в край, чтобы не мешать попутным - значит делать приличную дугу. Выбрали иной вариант и попёрлись по разделительной, слегка пересекая курсом встречку. Трэк на ночь был составлен незамысловато: прямая от Босфора до о. Мармара, так что судовой ход, в итоге, она пересекала не самым правильным, с точки зрения МППСС, образом. К моей ночной вахте (3-6) яхта как раз выскакивала под острым углом и шла по встречной, пугая их в AISе. Первый час разойтись в паре миль не представлялось сложным, но как только сближение стало неуютным, а сигналы об опасном пересечении курсов зачастили, я увёл Марию за левую границу судового хода, туда, где правила резделения движения не работают.
Сразу чувствуется солёность, большая, чем в Чёрном. На лице уже пощипывает, когда умываешься. Таковы самые первые чувства, которые испытываешь, соприкасаясь с Мраморным морем. Акватория его зажата Европой и Азией, а также двумя проливами. Для турок это своё персональное море, так как оно полностью в пределах территории страны. Однако международное судоходства здесь самое интенсивное. Нескончаемая вереница в оба направления. В стороне от путей есть немало интересных местечек, но, согласно лоции, существуют и закрытые районы, акватория которых под юрисдикцией военных. Нас мало интересовали отдалённые закоулки. Но по пути решено было сделать остановку, несмотря на отсутствие турецких штампов и транзит лога. Место остановки: остров Мармара, лежащий аккурат по курсу. Именно к нему Юра строил ночной трэк по встречной полосе. Но, как уже говорил, нам вполне спокойно удалось разойтись со всеми встречными и заблаговременно сойти с трассы.
Утро выдалось влажным и солнечным. К острову подошли к десяти. Легли в дрейф возле городка Сарайлар (Saraylar), искупались. Солнце заметно припекало при полном отсутствии ветра. В бинокль подсмотрели за береговой обстановкой. Городок стоит у подножия холмов, сплошь перекопанных. Здесь добывают мрамор. В принципе, само название острова говорит за себя. Городок небольшой, но есть маленький порт и марина. Турки явно сидят жопой на мраморе - он повсюду. Небольшие каботажные суда грузятся тут же, с причала. Мрамором выложена целая стена непонятного назначения. Цельными глыбами обложена набережная городка и вход в Марину, где уютно гнездятся многочисленные моторки и одна яхта 50-ти футов. Вот к ней мы и пришвартовались, нагло прорвавшись за мол. Местным пофиг. Никто ухом не повёл. Практически полным составом оперативно выползли в ближайший магазин, по пути выкидывая в помойку накопленный за время перехода мусор. Затарились и быстренько на лодку, отвязываться и линять. На набег ушло минут 40. Замечу, мы в Турции не оформлялись.
Отойдя от берега на расстояние безмятежного созерцания, вновь легли в дрейф: купаться и обедать. Затем лениво двинулись в сторону Дарданелл, сочетая мотор и паруса на редких порывах. Остаток дня ушёл на подход к проливу. Вновь пересекли судовую автостраду, попав раз на довольно крутую волну от проходящего карго. Снова купались бодидрагом прямо на ходу. Интересно было погрузить голову в воду и наблюдать как мимо под тобой пролетают прозрачные плафоны медуз. Мраморное море показалось мне тихим озером. Ни тебе всплеска рыбы, ни дельфинов - одни медузы, которых, однако, тьма!
Уже поздно вечером бросили якорь недалеко от Галлиполи. Состояние погоды и моря позволили это сделать без проблем аккурат за знаком на опасности в полумили от берега.
Утром ничего необычного. Такое - добротное утро с хорошим СЗ. Быстренько снялись с якоря и полезли в пролив на одних парусах. Мотор на холостых для подстраховки, ведь движение довольно оживлённое. Но ширины пролива и ветровых условий вполне хватает, чтобы безопасно расходиться. Отличный ветер 17 узлов и попутное течение дают нам средние 7 узлов скорости и оптимизм в быстром прохождении сегодняшнего маршрута. Правда, он ещё не готов окончательно. Юра думает: на Лемнос или на Лесбос.
Конечно же, решают все, но окончательное слово за капитаном. Мне всё равно, ни там, ни там не бывал. А меж тем, Дарданеллы очень комфортно проносятся мимо. Прикатавшись, глушим движок вообще, экономим топливо. В самом узком месте, Чанаккале, немного напряг паром, но расходимся с улыбкой и без мата.
Сам пролив довольно живописен. Берега не сильно заселённые, но хорошо поросшие местным видом сосен. На правом, по ходу движения, берегу проплешина с героическим панно. Здесь турки сдерживали антанту. А на мысу, перед самым выходом, - целый памятник в виде гигантской табуретки.
За Дарданеллами сначала уходим на запад, к Лемносу, словив неплохой ветер в галфвинде. Но через 20 минут Юра меняет курс на Лесбос, мотивируя решение удобством дальнейших переходов с большим количеством интересных мест. Уваливаемся и снова тащимся фордевиндом при 5 узлах. Пока ещё в турецких водах. Так проходим до позднего вечера, пока не оказываемся в районе Бабакале (Babakale), на траверсе мыса. Здесь слегка подворачиваем к востоку и, удаляясь, машем Турции ручкой. Интересно, что за мысом прохладный северный ветер успокаивается. Минут 15 идём на каких-то остатках, а затем ловим перегретый северо-восток-восток, очень свежий, с приличным усилением. Подтянули паруса, пошли острым бейдевиндом. Ветер продолжает усиливаться. Лодка заметно кренится. Подкручиваем и выбиваем жёстче стаксель. Грот, увы, не добит как следует по передней кромке и его слегка треплет. Можем лишь играть гика-шкотом. Но зато ходов прибавилось. Держим курс на городок Митимна (Mithimna). Здесь есть укрытие и марина. Потихоньку стихает. Удивительно, как в Эгейском море работает ветровая механика! Пройди мы дальше от мыса тем же курсом с гиком на левом борту, могли словить резкий рывок с риском перелёта гика. Опыт шкипера тут играет огромную роль. Ну, ещё, возможно, чуйка.
Где-то на середине между турецким берегом и греческим ветер выдыхается. Запускаем мотор. Лишь оставшиеся 3,5 мили он тащил нас сегодня. Неплохой результат!
К берегу подходим в начале второго ночи. Причём, за милю от него ветер вновь усилился и даже под прикрытием, на якорном пятачке, было довольно зыбко. Но на наше счастье, в марине нашлось местечко возле самого выхода. Дважды пытались, как все, встать кормой, с отдачей якоря, но тот совсем не держал, так что Юра, в итоге, поставил лагом, заняв последние метры пирса. Благо, других желающих до самого утра не нарисовалось.