
автор: Самойленко Дмитрий. (28 мая - 8 июня 2012 года)
Оглавление ↓ → Фотогалерея похода
Все мы любим путешествовать, но в последнее время, с развитием транспорта, с увеличением наших доходов, мест, где действительно не ступала нога человека, или, по крайней мере, его присутствие там незаметно, остаётся всё меньше и меньше. Знающие люди говорят, что их почти не осталось...
А мы привыкли, что такие места очень далеко от нас и путешествие к ним стоит очень дорого. Позвольте разрушить эту легенду! Для соприкосновения с первозданной природой вовсе не обязательно далеко лететь! Предлагаем Вашему вниманию отдых на парусной яхте. Заброшенные, никому не известные дикие пляжи и острова Средиземного и Эгейского моря ждут Вас. Кроме этого, вы сможете почувствовать себя настоящим капитаном!
Я всегда очень любил путешествовать. Но меня никогда не привлекали «организованные» поездки по достопримечательностям. Хотелось чистого берега моря, «безлюдия» успокоения и гармонии с природой… Казалось, что это невозможно. Но кто ищет – тот всегда найдёт!
О том, как мне удалось найти уединение, стать настоящим морским волком, побывать в незабываемых бухтах и на необитаемых островах – читайте в этом кратком отчёте!
Наши планы провести день в Стамбуле и осмотреть достопримечательности сорвались.
Вместо намеченного прилёта в 8.00 мы прибыли в 21 час... Виной тому – работники турецких авиалиний, объявившие забастовку. Рейс переносился несколько раз, настроение команды было никаким, но все ждали встречи с морем, яхтой, дикой природой. Три участника нашего путешествия уже ждали нас в Стамбуле, им повезло больше: их рейс не был отменён, лишь задержан.
Мармарис
Из аэропорта Ататюрк до станции Отогар (по-русски «автовокзал») – прямая ветка метро.
Автобусные сообщения в Турции очень развиты. Но автовокзал это совсем не то, что мы себе представляем. В огромном здании расположенного по периметру прямоугольника вокзала находятся порядка 200 (!!) фирм, продающих билеты на рейсы в разные направления. Поэтому, если Вам надо уехать ближайшим автобусом, придётся попотеть и пробежаться почти по всем этим офисам. Но это ещё полбеды! После того, как Вы сели в автобус, до заветного берега ехать ещё около 14 часов.
Время, правда, пролетит незаметно: частые остановки для отдыха, стюард, разносящий напитки. Около 12 часов пополудни мы прибыли в Мармарис. Ура-а-а-а!!!
в марине
Капитан нашей яхты, Юрий, встретил нас у автобуса. Вещей с собой мы брали мало, все были налегке. Это было очень кстати, так как Юрий организовал нам экскурсию по городу.
Мармарис – небольшой курортный город на берегу Эгейского моря. В центре на холме возвышается древняя крепость. Вдоль набережной пришвартованы турецкие Гулеты. По улицам – бесчисленные магазины и кафе, рай для обычных «отдыхаек», но не для морских путешественников!
До марины добрались на маршрутке, ехать минут 20 вдоль берега. Стоимость проезда – 3,5 лиры. В марине стоят тысячи яхт! Поистине завораживающее зрелище! Мы не планировали выходить в море в день приезда, так как решили, что необходима акклиматизация. Это время было потрачено с пользой: на прогулки по городу и закупку провианта.
Итак, первый день лета – мы вышли из Марины и первый раз заправились соляркой.
поставили паруса
Как только мы отошли от берега, мы поставили паруса. Ветер был боковой и достаточно сильный. Скорость развили до шести узлов. Весь
экипаж путешествовал под парусом впервые, кроме
меня.
Капитан сразу начал обучать всех азам управления яхтой. Мы разделились на три группы (график составлял Миша) и начали нести трёхчасовые вахты. Капитан прокладывал курс, а вахтенные управляли яхтой, чтобы она не сходила с заданного курса.
Из-за волн и ветра яхта постоянно отклоняется от курса, и её нужно возвращать, подкручивая руль. Ветер меняет своё направление и скорость, поэтому в зависимости от этого нужно переставлять паруса. Всем этим занимались вахтенные. Капитан почти не вмешивался, а со стороны наблюдал за происходящим, давая ценные советы.
я (автор) в фирменной футболке Орловской федерации парусного спорта
Дима с Колей несли
вахту вместе.
В самом начале мы решили питаться 2 раза в сутки в 11 и в 21, в остальное время пили чай, кофе с печенюшками. Еду готовили те, на чью вахту приходился обед или ужин. Все остальные помогали.
Поначалу все как-то стеснялись проявить свои кулинарные таланты, но тут в дело смело вмешался Миша. Так, под его руководством проходило приготовление пищи в первые дни. Потом все освоились, и выяснилось, что все в команде отличные повара, ну хоть звёзды Мишлен присуждай!
По вечерам, когда солнце клонилось к закату, было прохладно. Я не пожалел, что взял свитер и куртку, что и всем советую.
небольшая бухта
Первая ночёвка после выхода из марины была в небольшой
бухте. Там на берегу стоял домик местных жителей с навесом под кафе, расставлены столы и стулья, незамысловатый бар... Там же был самодельный пирс для швартовки яхт. Такая стоянка бесплатная, но хозяин не отстанет, пока не придёшь к нему и чего-нибудь не съешь в его импровизированном ресторане. Цены довольно высокие. Мы просто купили холодное пиво 8 лир (150 рублей).
Если Вы не хотите тратить деньги на еду, можно просто стать на якорь посередине бухты, но тогда ночь будет совсем беспокойной: придётся дежурить на тот случай, если яхту сорвёт с якоря.
Наутро мы отправились обследовать побережье.
хозяйка пирса испекла в печке хлеб
Несколько раз нам
попадались большие сухопутные черепахи длиной около 30 см и маленькие, с ладошку, сантиметров по 8.
На полуострове, который и образовывал бухту, хорошо сохранившаяся средневековая крепость, а вдоль по побережью до сих пор видны следы древнегреческих поселений.
Хозяйка пирса (где мы ночевали) испекла в печке хлеб. Один такой каравай - 5 лир.
Когда мы плыли, то привязывали к корме две довольно длинные верёвки. Прыгнув воду и держась за них, можно было очень здорово плыть за движущейся яхтой!
г.Кара-Бурун - частная верфь по изготовлению турецких гулет
Следующую ночь мы провели, пришвартовавшись к набережной в городке Кара-Бурун. Он известен своими многочисленными частными верфями
по изготовлению турецких гулет. Проведя в нём ночь, пополнив запасы провизии и пресной воды, мы отправились в направлении города Бодрум.
По пути мы остановились в небольшой бухте. Здесь один из самых нетронутых уголков Турции, закрытый с моря россыпью живописных островов и чистой водой: эти места иногда называют бухтой-аквариумом за богатый подводный мир и хрустально прозрачную воду. Мы плавали, загорали, посетили прибрежные скалы.
Подводный мир, конечно, сложно сравнить с Красным морем, но он значительно разнообразнее черноморского. Морской ёж. Рыба-флейта. Моллюск с раковиной 30 см (!!!). Морская сороконожка. Саша доставал со дна остовы морских ежей. Так выглядит наша яхта под водой.
богатый подводный мир и хрустально прозрачная вода
Одного морского моллюска мы приручили, и на время нашего путешествия он превратился в домашнее животное:
жил в пластмассовом ведре. Мы пытались кормить его хлебом, но он не ел. Пришлось выпустить обратно в море, чтобы не погиб от голода.
Следующую ночь мы провели под парусом. Ночные переходы особенно романтичны... Луна, звёзды, тишина… И только волны «бьются об борт корабля», и ветер свистит в парусах...
На рассвете мы прибыли в Бодрум. Первое, что предстало перед нами, – это огромная средневековая крепость. Мы пришвартовались в марине. Цены, надо заметить, кусаются – 70 евро в сутки. Вода и электричество по счётчику за отдельную оплату.
Бодрум
Во время
прогулки по городу нам встретилась свадебная процессия. С музыкой, танцами,
родственники жениха вели верблюда, груженного подарками для родителей невесты, так называемый «калым».
Местные рестораны на набережной предлагают при нас приготовить только что выловленные морепродукты, но мы поступили мудрее – купили у рыбаков, торгующих своим уловом прямо на набережной, двух тунцов, и Михаил приготовил их с отменным сливочным соусом. Тунец как тунец, а соус как «в лучших ресторанах ЛондОна и Парижу».
В крепости расположен исторический музей. Экспонаты в основном древние, греческого периода. Амфоры, поднятые со дна моря. Древнегреческие унитазы.
только что выловленные
У стен крепости весь залив утыкан гулетами, стоящими на якорях.
Павлины «шастают» по улицам, как по Орлу бездомные собаки.
Хорошо сохранился амфитеатр.
На холме – ветряные мельницы.
Переночевав в марине, на рассвете мы отправились в путь, и тут же нам встретился парусник Alter-ego, стоящий на якоре и нёсший российский флаг.
Немного отойдя от Бодрума, мы снова бросили якорь в безлюдном месте. Только мы встали на якорь, из-за горизонта появился продавец мороженного.
учения турецкого военно-морского флота
Девственный пляж.
Прибрежные скалы с кристальной водой. На острове роятся
дикие пчёлы.
Подводная арка. Мы купались, загорали, обследовали «необитаемый остров».
На закате дня подул попутный ветер и наполнил паруса. Эта фигура называется «бабочка» - грот по левому борту, стаксель по правому. При таком положении парусов идти непросто. Нужно идти курсом по ветру. Небольшое колебание в сторону – и паруса могут сложиться.
Попали в район учений турецкого военно-морского флота. Пришлось немного изменить курс. И снова ночной переход.
Утром зашли в марину в городе Фетхие. Цену не помню, но вода и электричество бесплатно.
В городе часто встречаются вот такие саркофаги древнегреческого периода или более раннего.
В центре, недалеко от набережной, – амфитеатр.
Это гроб, высеченный в скале. Это не многоквартирный дом, а многоквартирное кладбище древних греков.
Еще один саркофаг прямо посреди проезжей части.
Километрах в семи вглубь материка находится город-призрак. Тут раньше компактно проживали греки османской империи. И в прошлом столетии их то ли депортировали, то ли просто истребили... Мрачное зрелище...
Православный храм, разорённый и осквернённый турками.
Рядом с церковью – что-то вроде рукотворной пещеры, заполненной мусором и человеческими костями. И вот такая табличка. Что написано, я не знаю.
На прощальном фото наш экипаж и капитан Юрий. За время нашего плавания мы прошли 230 морских миль, на яхте провели 9 суток. Теперь нам предстоит ночная поездка на автобусе в Стамбул.
на прощальном фото наш экипаж и капитан Юрий
Выехав в 21 час из Фетхие, часов в 11 мы были уже в самом центре Стамбула у бывшей церкви
Св.Софии. Сейчас там
музей-мечеть. Вход 25 лир.
Вот такие в Стамбуле родники. Египетский базар. Там продают украшения, специи и сладости. Дуремар у стен базара продаёт пиявок, прямо как в «Буратино»! Лампы Аладдина. А носы ваткой «заткнули», чтобы джин не вылетел?
Бомжи есть не только в России. В Стамбуле они чистые, трезвые, не вонючие и дружелюбные. Когда я от жары совсем выбился из сил, они пустили бедного российского туриста на свою территорию, и я пару часов вздремнул в теньке.
Вот такое в Турции метро. Это что-то вроде длинных трамваев, нужно смотреть, куда этот трамвай идёт. Составы, останавливающиеся на одной остановке, могут в разные места ходить, а в часы пик туда протиснуться просто невозможно. Мы около часа протолкались на остановке, пока удалось «с боем» пробиться к нужному маршруту и забраться в него.
Из стамбульского аэропорта до Москвы долетели без приключений.
Эта поездка мне обошлась в 28.350 рублей. Расклад приблизительно такой:
вот такие в Стамбуле родники
Орел-Москва-Орел 900
Метро в Москве 28
Электричка до аэропорта 320
Москва-Стамбул-Москва 9700
Стамбул-Мармарис 1350
Фетхие-Стамбул 1350
Общественный транспорт 200
Оплата яхты, продуктов, горючего, стоянок 12000
Пиво, шаурма, музеи и т.д. 2000
Такси аэропорт-Курский вокзал на 1 чел. 500